Космический лифтПолеты на орбиту Земли и дальше – удовольствие очень дорогое. Но проблема тут не только финансовая, а и экологическая. Используемое ракетами химическое топливо отравляет территорию на траектории вывода их в космос. Загрязняется гептилом (ядовитое вещество) при падении отработанных ступеней почва, вред наносится растительности, поедаемой домашними животными. Плоды и овощи тоже накапливают  опасные для нашего здоровья вещества. Словом, остро уже стоит проблема обеспечения вывода ракет на орбиту иными способами.

Фантастическая идея

Первым о строительстве космического лифта высказался Циолковский еще в 1895 году. Он представил себе Эйфелеву башню, которая наращивается пролет за пролетом и выходит за пределы атмосферы. Бред? Но Циолковский никогда не предлагал проектов, которые невозможно было бы выполнить в будущем. Хотя бредовыми его современники воспринимали мысли о полете человека в космос.

Как это часто случалось прежде и случается до сих пор, идея ученого никого не заинтересовала. Космонавтика пошла по другому пути своего развития – жидкостные химические ракеты. При этом в весе их 90 процентов приходится на само топливо. В итоге вывод на орбиту одного килограмма полезного груза США обходился в 22 тысячи долларов (с помощью ненадежных многоразовых «Шаттлов»). В России этот показатель –  4 тысячи долларов (одноразовые ракеты-носители «Протон»). Американцы вынуждены были отказаться от «Шаттлов» и обратиться к нам. Четыре тысячи долларов по сравнению с 22 тысячами – существенно дешевле, но надо учитывать еще, в какую сумму выливается нам экология, приплюсовывать эти деньги.

Забытая идея космического лифта обрела новую жизнь. Во второй половине минувшего века ее реанимировал ленинградский инженер Юрий Арцупанов, написавший специальную статью для журнала «Техника – молодежи. В ней он привел простой, но убедительный пример. В руках веревка, на конце ее закреплен груз. Раскручиваем веревку, она натягивается, груз не падает за счет цетробежных сил. А что если большой трос закрепить одним концом на экваторе (не забываем – Земля вращается!). а другой конец троса «вытянуть» в космос и «привязять» там к массивному объекту? Кстати, сейчас такой объект уже существует на орбите – МКС.

Просчеты на компьютерах показывают, что не столь уж и фантастическую идею предлагал Циолковский. Тогда в чем дело? Строим? Внутри троса будет полость, в которой за счет центробежной силы совершенно без использования топлива в любом его виде можно будет поднимать на орбиту грузы и людей. Очень заманчиво. Но пока есть некоторые «но».

Проблемы реализации

Каким должен быть материал для троса? Понятно, что очень прочным и сравнительно легким. Из известных науке материалов лучшие показатели тут имеют углеродные нанотрубки. По прочности они превышают сталь в 117 раз. На растяжение и изгиб им тоже нет равных. Как и по легкости. Тогда за чем стало дело?

Увы, не выработано еще нужного количества таких трубок. Да и размер их крайне мал. А ведь для космического троса они потребуются в огромном количестве. Толщина троса должна превышать метр. Кроме того, это должен быть не один трос, а собранные в «пучок» несколько в общий, по которому станут подниматься и опускаться герметичные лифты.

Это что-то похожее на Останкинскую телебашню, но только невероятно высокую и перевернутую вверх ногами. Космический трос внизу будет не слишком толстым, но дальше – с увеличивающейся толщиной, чтобы не разорвался. Невесомость позволит не считаться с весом троса, длина которого должна быть от 35 тысяч километров до 140 тысяч километров.

Помимо этого надо еще решить проблемы с радиацией, защитой от высокоатмосферных молний и падающих метеоритов.

Известные проекты

Мозговой штурм идеи идет в разных странах с конца минувшего века. Есть уже интересные наработки. В частности, индийские ученые в ходе своих расчетов пришли к выводу, что лифт должен подниматься со скоростью 200 километров час. Это не столь много, человек вполне выдержит такую скорость.Через восемь суток лифт достигент конечной станции. Сентхил Кумар (один из руководителей индийского космического центра VSSC) сказал, что углеродные нанотрубки в достаточном количестве будут произведены не в столь уж и далеком будущем. А коль так, дело сейчас за разработкой конкретных проектов космического лифта.

В Канаде решили сделать надувной космический лифт из модулей. Пока канадцам удалось сделать такую макетную башню на поверхности земли. Длина ее – пятнадцать километров. По сути, это – первый модуль в уменьшенном масштабе. Чем и как будут поднимать – открытый вопрос.

Свой проект есть и в США. Но он отличается в основном тем, что нижний конец троса будет закреплен на плавучей океанской платформе, что позволит корректировать колебания всего троса.

Дальше всех пошли японцы. Инженеры автогиганта «Mitsubishi» сконструировали свой космический лифт. Правда, лишь на бумаге. По их расчетам скорость подъема кабин в космос будет составлять 60 км/час. На проект уже выделены деньги. Назначено и ориентировочное время открытия готового космического лифта – через сорок лет. 

e-max.it: your social media marketing partner
Самое новое
Чтобы покупка была не только приятной, но еще и выгодной,...
В последние годы все большую популярность набирают различные...
Гироскутеры все больше завоевывают популярность у наших...
Тензометрическое взвешивание требует особого оснащения. Именно от уровня...
Свободные деньги и другие сбережения не должны просто лежать. Ведь это...
С помощью сервиса онлайн записи, на прием к врачу, пациенты легко и...
Дополнительное обучение, профессиональные курсы – это перспективные...
У каждого из нас в душе живет вера в чудо. Мы надеемся на удачу и ждем,...
Никакого членства и полная автономия Регистрация некоммерческих...
Реклама – двигатель, выводящий товары, услуги, компании в топ. Но...
Иногда возникает необходимость временно оставить груз на охраняемой...
Холодильник является тем устройством, без которого не...
Современное жилище человека сильно уже отличается от того, в...
В постоянной войне функциональности и дизайна, предпочтение следует...
  Одна из основных проблем нашей цивилизации – тяжелая экология, которая...
Наступило лето, а значит, пришла пора выбирать купальники. Сейчас, в 21...
Когда появились города? Оказывается, еще дот нашей эры! Археологи находят постройки,...
Когда на термометре за окном существенно выше ноля, хочется чего-либо...
Если у вас имеется дача или есть садовый участок с домиком, то вы,...
Мы с вами живем не просто в удивительном мире, а в...
Лето – сезон массового отдыха на лоне природы. Это может быть не...
  Вкус и запах хлора горожанину знаком с раннего детства....
Вопрос этот не столь простой, как может показаться. У...
  Для многих слово «нанороботы» мало что может сообщить. Понятно, что...
Лето – сезон, когда сама природа создает наилучшие условия для ремонта...
Выбор детского автокресла является ответственным решением, так как ошибка при оценке...
Термин «телепортация» впервые был введен в обращение в 1931 году...
Для начала – короткий анекдот. Правда, бородатый. Раннее...
Испанцы, попав в Южную Америку с захватническими целями,...
Задача садовода и дачника – не только суметь вырастить...
Казалось бы, вопрос очень простой. Это же не колесо,...
Значительную часть жизни человек тратит на то, чтобы...
Не секрет, что через несколько лет супружеская жизнь...
Весна нынешнего года  на рынке средств связи пока ничем особо не...
Растущие тарифы на электричество снова сделали популярным у...
Еще в глубокой древности человек старался создать...
Весенние заботы на даче начинаются с теплицы и грядок....
Во все времена человек склонен был в минуты отдыха от забот каким-либо...
Этот вопрос волнует не только синоптиков и климатологов,...
Чем ближе лето, тем чаще проводятся показы мод. Например,...