Мало кто знает, какая техника использовалась раньше в Антарктиде и используется сейчас. Хотя освоение белого континента продолжается, но о нашей технике, применяемой на Южном полюсе, очень скудные сообщения в мировых СМИ. Почему же? Все дело в том, что Запад не горит желанием признавать наши приоритеты тут из-за того, что самые мощные тягачи мы строили и строим на базе танков. Но ведь вездеходы при этом гражданского назначения!

Памятник «Харьковчанке»

На антарктической станции «Мирный» на вечном приколе находится удивительный по своим возможностям вездеход «Харьковчанка». Его параметры не превзойдены до сих пор для условий ледового континента ни одной страной.

Антарктида намного суровее, чем Марс. Тут холод, когда крошится прочнейший металл, - обычное явление. Ураганный ветер сдувает трактор с места за считанные минуты. Из помещения в такую погоду можно выйти, привязавшись к лееру веревкой с петлей. Медики запрещают делать полный вдох даже через два слоя шерстяного шарфа, поскольку мороз может обжечь легкие. Да и вообще, для Антарктиды шьется особая одежда - с электрическим подогревом.

В таких условиях для техники, работающей там, срок службы ограничен первой же поломкой, так как ремонт на любом морозе – дело почти безнадежное. И тем удивительнее, что «Харьковчанки» выдерживали запредельные нагрузки. Как же они были устроены? Вот небольшое техническое описание.Znamenitii perehod na kupol

Основой служил танк. Точнее, использовалась его ходовая часть. Первый вариант антарктического вездехода был собран в Кирове в пятидесятые годы минувшего века. За основу были взяты плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР-50П. Вездеход назвали «Пигвин». Первое испытание эти вездеходы прошли в 1958 году, преодолев за два месяца 2100 километров ледового пространства белого континента. Сейчас на станциях «Мирный» и «Новолазеревская» этим машинам (прообразу сенсационной потом «Харьковчанки») стоят памятники.

Pamiatneyk Harkovchanke v Antarktide«Харьковчанка» была создана в 1959 году на основе артиллерийского тягача АТ-Т. Сначала вездеход имел кодовое название - "Изделие 404° C". Характерно, что производством этого вездехода занимались сразу два предприятия разных профилей в Харькове – авиазавод и завод транспортного машиностроения. Авиастроители по самолетному типу скомпоновали кузов с каютами, а машиностроители «вписали» в него всю механическую часть так, что любая поломка двигателя устранялась непосредственно внутри теплого салона.

Впервые в мире была применена восьмислойная теплозащита. В тягаче имелся теплый камбуз, мощный обогреватель, спальный салон на восемь мест, кают-компания, туалет с умывальником. Имелись вспомогательные помещения для одежды и продуктов. Водитель назывался пилотом. Рядом с ним находился штурман, который при необходимости мог оценивать обстановку за бортом через прозрачный блистер кругового обзора. На борту имелась мощная радиостанция.

Вес тягача превышал 30 тонн. Он мог тянуть за собой прицеп с грузом в 70 тонн со средней скоростью 30 км/час. Гусеницы имели ширину в один метр каждая! Запас хода – 1500 километров на трехкилометровой высоте над уровнем моря, где мало уже кислорода. Ничего похожего на Западе не сделано до сих пор!

Уникальные «Витязи»

Назревавшие два десятилетия подряд сложности с Украиной вынудили Россию искать варианты обеспечения антарктических станций надежными вездеходами, достойными «Харьковчанки». Наработки уже имеются. И весьма хорошие! В частности, на Урале. Если точнее – в Башкирии.

Vitiazi na ispytaniiakhВ небольшом городе Ишимбае есть завод транспортного машиностроения. На малоизвестном по международным меркам производстве разработан и создан уникальный по ряду параметров вездеход ДТ-30П «Витязь» - плавающий снегоболотоход. Его размеры тоже поражают. Хотя по отдельным моментам тягач проигрывает «Харьковчанке». Так, салон у «Витязя» на семь человек, запас хода – 500 километров. Но зато выше средняя скорость и он больше берет груза – не один прицеп, а два (вариант в арктическом исполнении)! Кроме того, «Харьковчанка» могла преодолеть водное пространство (в Арктике такое встречается весной и летом часто) при погружении корпуса на половину, а «Витязь» погружается больше и плывет с более высокой скоростью. Стоит отметить и то важное обстоятельство, что этот вездеход уже используется в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока России на многих сложнейших работах. Он проходит там, где вязнут все другие вездеходные машины. В том числе и широко разрекламированные западные. Эти ишимбайские вездеходы без проблем пробились даже туда, куда прежде можно было долететь только вертолетом.

У «Витязя» редкая в машиностроении двухзвенная компоновка, чрезвычайно широкие гусеницы. Именно невероятная их ширина обеспечивает машине фантастическую проходимость.

В конструкции применены решения, которые тоже редко используются для тяжелых условий работы вездеходов. Запуск двигателя можно произвести двумя способами (электростартером от аккумулятора на 24 В или пневмопуском от баллона со сжатым воздухом) и он без проблем заводится даже на холоде в минус 50 градусов!

Широкие гусеницы обеспечивают плавный ход. Но главное их достоинство в том, что они – самоочищающиеся! На сильном морозе попробуйте сбить с гусениц лед ломом – не получится! Конструкторы тягача решили эту серьезную проблему математически точным просчетом ширины зазора.

Завод выпускает тягачи в нескольких исполнениях. Есть и для очень суровых условий Антарктиды. 

Variant dlia Antarktidy

e-max.it: your social media marketing partner
Танки в Антарктиде - 5.0 out of 5 based on 2 votes
Самое новое
Чтобы покупка была не только приятной, но еще и выгодной,...
В последние годы все большую популярность набирают различные...
Гироскутеры все больше завоевывают популярность у наших...
Тензометрическое взвешивание требует особого оснащения. Именно от уровня...
Свободные деньги и другие сбережения не должны просто лежать. Ведь это...
С помощью сервиса онлайн записи, на прием к врачу, пациенты легко и...
Дополнительное обучение, профессиональные курсы – это перспективные...
У каждого из нас в душе живет вера в чудо. Мы надеемся на удачу и ждем,...
Никакого членства и полная автономия Регистрация некоммерческих...
Реклама – двигатель, выводящий товары, услуги, компании в топ. Но...
Иногда возникает необходимость временно оставить груз на охраняемой...
Холодильник является тем устройством, без которого не...
Современное жилище человека сильно уже отличается от того, в...
В постоянной войне функциональности и дизайна, предпочтение следует...
  Одна из основных проблем нашей цивилизации – тяжелая экология, которая...
Наступило лето, а значит, пришла пора выбирать купальники. Сейчас, в 21...
Когда появились города? Оказывается, еще дот нашей эры! Археологи находят постройки,...
Когда на термометре за окном существенно выше ноля, хочется чего-либо...
Если у вас имеется дача или есть садовый участок с домиком, то вы,...
Мы с вами живем не просто в удивительном мире, а в...
Лето – сезон массового отдыха на лоне природы. Это может быть не...
  Вкус и запах хлора горожанину знаком с раннего детства....
Вопрос этот не столь простой, как может показаться. У...
  Для многих слово «нанороботы» мало что может сообщить. Понятно, что...
Лето – сезон, когда сама природа создает наилучшие условия для ремонта...
Выбор детского автокресла является ответственным решением, так как ошибка при оценке...
Термин «телепортация» впервые был введен в обращение в 1931 году...
Для начала – короткий анекдот. Правда, бородатый. Раннее...
Испанцы, попав в Южную Америку с захватническими целями,...
Задача садовода и дачника – не только суметь вырастить...
Казалось бы, вопрос очень простой. Это же не колесо,...
Значительную часть жизни человек тратит на то, чтобы...
Не секрет, что через несколько лет супружеская жизнь...
Весна нынешнего года  на рынке средств связи пока ничем особо не...
Растущие тарифы на электричество снова сделали популярным у...
Еще в глубокой древности человек старался создать...
Весенние заботы на даче начинаются с теплицы и грядок....
Во все времена человек склонен был в минуты отдыха от забот каким-либо...
Этот вопрос волнует не только синоптиков и климатологов,...
Чем ближе лето, тем чаще проводятся показы мод. Например,...