Беспилотный КамАЗЕсть идеи, которые, казалось бы, нет резона реализовывать из-за их чрезвычайной сложности. А еще по той причине, что нет необходимости в их реализации. К такой идее относится, на первый взгляд, и вопрос создания беспилотного автомобиля. Если точнее, машины, работающей с автопилотом. Но существенно более сложным, чем автопилот в самолете. И стоимость такого автопилота очень большая. Но зачем его делать, если проще и экономичнее посадить за рубль человека? Попробуем разобраться.

С чего все началось?

В какой-то момент автомир подошел к очень неприятному факту: дороги переполнены транспортом, правила движения стали очень сложными, растет количество катастроф и аварий с человеческим фактором. То есть, виноват в аварии или катастрофе именно человек, допустивший грубую ошибку. На этом фоне не могла не появиться мысль передать управление машиной программе, в которой учтены все возможные особенности дорожного движения.

Конечно, автопилот (автоводитель) тоже может ошибаться. Но уровень его ошибок по сравнению с уровнем ошибок, допускаемых на дороге человеком, на порядок всегда будет ниже. Автопилот не станет отвлекаться от управления на красивую блондинку, не начнет прикуривать за рулем, не потянется за мобильным телефоном, услышав вызов… Да тысяча «мелочей» никогда не будет заложена в программу автоводителя даже в виде помех.

Банальный пример. Станет ли автопилот рискованно обгонять машину, если в его программе четко «прописаны» требования для безопасного обгона? Нет, конечно, не станет. Но человеку свойственно рисковать там, где экономия в несколько секунд может обернуться траурной процессией на кладбище. Да и такой момент, как эмоции. Они неведомы роботу. Но человек очень подвержен им. Плохое настроение? На ком сорвать зло? Ага, вон тот автолюбитель что-то слишком медленно едет. Ну-ка, проучим его! Обгоним и резко тормознем, а когда тот с ужасом начнет искать, куда деться от столкновения, дадим по «газу» и с глаз долой. Сразу весело стало от того, что другой водитель чуть не попал в аварию.

Безусловно, создание автоводителя – благое дело. Над проблемой настойчиво работают в нескольких странах.

Как же это действует?

Первыми над проектом автомобиля без водителя задумались инженеры Германии. Случилось это ровно три десятка лет назад. В Мюнхенском университете по программе бундесвера занялись оснащением микроавтобуса оптическими датчиками. С их помощью можно было дистанционно направлять автобус «Mercedes-Benz» в нужном направлении. На улице, лишенной препятствий, автобус разогнали до скорости 100 километров в час. Впечатляющий результат, если учесть, что в его кабине никого не находилось. Но все же еще очень далеко было до автопилота.

Следующий «прорыв» в проблеме относится к 2004 году. Именно тогда в Америке (кстати, тоже в военной сфере – проект DARPA Пентагона) восемь машин из пятнадцати с минимальным контролем со стороны человека одолели одиннадцать километров скоростной трассы. В 2005 и 2007 годах в США появляются первые роботы в роли автоводителей.

В последующие годы разработкой беспилотных машин занялись в корпорациях Google, Audi, Volvo, BMW, Ford, Toyota, Nissan и на нашем КамАЗе. Кто и кого опередил, пока судить сложно – успехи и минусы есть у всех. Но, пожалуй, более перспективна разработка КамАза. Дело в том, что российский беспилотник спроектирован на базе грузового автомобиля. Значит, он экономически более выгоден, чем перевозка пассажиров в легковых авто. Кроме того, беспилотник КамАза менее сложен в комплектации средствами, необходимыми для автономного (без участия человека) движения. Но главное – все западные беспилотники нуждаются в хороших дорогах с небольшой загруженностью транспортом. А в России, как известно, две беды: плохие дороги и дураки на них. С учетом этих факторов наш беспилотник спроектирован для работы на пересеченной местности и с неадекватным поведением водителей.

Какова же «начинка» у автопилота от КамАза?

Для режима автопилотирования применяется та же самая технология, что и на Западе. Разница лишь в меньшем количестве устройств и относительной их дешевизне. На кабине серийного КамАза-5350 установлены три веб-камеры, лазерные радары и лидары, в самой кабине – бортовые компьютеры. Они обрабатывают видеосигналы и выдают команды на руль, педали газа и тормоза в нужном сочетании. Интересно отметить то, что на Западе беспилотникам требуется четкая дорожная разметка. Российский же беспилотник может обходиться без нее, «ориентируясь» на боковые части дороги и ситуацию впереди. Машина может остановиться в случае даже неожиданного появления на дороге препятствия.

Остается добавить к написанному выше лишь то, что наш грузовик успешно прошел испытания на Ногинском специализированном автополигоне в Подмосковье. Проект решено усложнить. К 2020 году КамАз-5350 с автопилотом поставят на серийный «поток». Но уже со спутниковым навигатором и более мощными программами автоматического поведения на дорогах.

На снимке: серийный КамАз-5350, оснащенный автопилотом.

e-max.it: your social media marketing partner
Самое новое
Чтобы покупка была не только приятной, но еще и выгодной,...
В последние годы все большую популярность набирают различные...
Гироскутеры все больше завоевывают популярность у наших...
Тензометрическое взвешивание требует особого оснащения. Именно от уровня...
Свободные деньги и другие сбережения не должны просто лежать. Ведь это...
С помощью сервиса онлайн записи, на прием к врачу, пациенты легко и...
Дополнительное обучение, профессиональные курсы – это перспективные...
У каждого из нас в душе живет вера в чудо. Мы надеемся на удачу и ждем,...
Никакого членства и полная автономия Регистрация некоммерческих...
Реклама – двигатель, выводящий товары, услуги, компании в топ. Но...
Иногда возникает необходимость временно оставить груз на охраняемой...
Холодильник является тем устройством, без которого не...
Современное жилище человека сильно уже отличается от того, в...
В постоянной войне функциональности и дизайна, предпочтение следует...
  Одна из основных проблем нашей цивилизации – тяжелая экология, которая...
Наступило лето, а значит, пришла пора выбирать купальники. Сейчас, в 21...
Когда появились города? Оказывается, еще дот нашей эры! Археологи находят постройки,...
Когда на термометре за окном существенно выше ноля, хочется чего-либо...
Если у вас имеется дача или есть садовый участок с домиком, то вы,...
Мы с вами живем не просто в удивительном мире, а в...
Лето – сезон массового отдыха на лоне природы. Это может быть не...
  Вкус и запах хлора горожанину знаком с раннего детства....
Вопрос этот не столь простой, как может показаться. У...
  Для многих слово «нанороботы» мало что может сообщить. Понятно, что...
Лето – сезон, когда сама природа создает наилучшие условия для ремонта...
Выбор детского автокресла является ответственным решением, так как ошибка при оценке...
Термин «телепортация» впервые был введен в обращение в 1931 году...
Для начала – короткий анекдот. Правда, бородатый. Раннее...
Испанцы, попав в Южную Америку с захватническими целями,...
Задача садовода и дачника – не только суметь вырастить...
Казалось бы, вопрос очень простой. Это же не колесо,...
Значительную часть жизни человек тратит на то, чтобы...
Не секрет, что через несколько лет супружеская жизнь...
Весна нынешнего года  на рынке средств связи пока ничем особо не...
Растущие тарифы на электричество снова сделали популярным у...
Еще в глубокой древности человек старался создать...
Весенние заботы на даче начинаются с теплицы и грядок....
Во все времена человек склонен был в минуты отдыха от забот каким-либо...
Этот вопрос волнует не только синоптиков и климатологов,...
Чем ближе лето, тем чаще проводятся показы мод. Например,...